Методики лечения - Санаторий «Дубовая роща» Оренбург

Виды лечения:

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия для маленьких пациентов назначается по рекомендации лечащего врача санатория.

Физическая терапия

На основе достижений медицинской науки и собственного опыта, в отделении реабилитации создана методика комплексной физической реабилитации больных ДЦП.

Основой ее является программа, разрабатываемая для каждого больного. Подбор частных методик сугубо индивидуален, определяется тяжестью неврологического статуса и нарушений двигательной сферы больного.

Физический терапевт оценивает функциональное состояние пациента и окружающей его обстановки. Получив полное представление о навыках крупной и мелкой моторики, двигательного поведения, а также произведя оценку нарушений нервной и мышечной систем, объема активных и пассивных движений, способности пациента правильно распределять вес в различных положениях тела, находить баланс, контролировать свою позу, специалист по развитию движений планирует программу занятий.

Кроме этого, физический терапевт подскажет, как продолжить восстановительные занятия в домашних условиях после окончания реабилитационного периода с целью закрепить приобретенные навыки.

Методы физической терапии:

Методика ПНФ — проприоцептивная нейромышечная фасилитация (PNF - Proprioceptive Neuromuscular Facilitation). Цель лечения — помочь пациенту увеличить моторную функцию, используя проприорецепторы.

Методика ПНФ применяется при различных заболеваниях и травмах, связанных с поражением ЦНС, и сопровождающихся нарушением двигательной активности (ДЦП, постинсультные состояния, травмы головного и спинного мозга, периферической нервной системы и др.); также при реабилитации последствий травм (когда есть мышечная гипотрофия или контрактуры), при нарушениях осанки.

Во всех мышцах, суставах, связках существуют проприорецепторы, реагирующие на растяжение или сжатие. С помощью определённых манипуляций мы воздействуем на данные рецепторы и можем стимулировать, инициировать и облегчить выполнение какого-либо движения (всего тела или конечности, вплоть до движений век и мимической мускулатуры). Так же мы можем корректировать правильное направление, силу и объём движения. Данный метод позволяет добиться выполнения движений, которые пациент по каким-либо причинам не может произвести самостоятельно (которые не входят в его спонтанную моторику). Благодаря стимуляции происходит формирование и закрепление движения на более высоких уровнях ЦНС, а значит, появляются новые, правильные статические и динамические стереотипы, увеличивается двигательная активность. Весь метод построен на «ручной работе»: то есть на непосредственном контакте рук терапевта с телом пациента. Следует отметить, что эта методика требует активного участия пациента в процессе лечения: он должен осознавать и выполнять команды врача (для детей это, как правило, возраст старше 4х лет). Вследствие тесного взаимодействия с пациентом врач всегда имеет возможность корректировать объём работы и степень нагрузки, и выбирать задачи, наиболее актуальные в данный момент. Важным аспектом метода является и то, что можно стимулировать работу какой-либо части тела, не работая с ней непосредственно, а через другие (возможно, более здоровые) области — это актуально, например, при болевом синдроме, когда необходимо расслабить мышцы в болевой зоне. Также это находит применение при иммобилизации конечности для предотвращения мышечной дистрофии в ней.

Бобат - терапия

Специалист-кинезиотерапевт стимулирует движение пациента за счет специальных положений его тела, растягивая короткие мышцы, мобилизуя или приводя в движение суставы, уменьшая тем самым дисбаланс тела и укрепляя слабые мышцы.

В первую очередь бобат-терапия необходима для детей с ДЦП, которым помогает комплекс определенных упражнений. Посредством их выполнения ребенок постепенно переходит к осознанным движениям, параллельно у него уменьшается боль при выполнении базовых действий.
Специалист-кинезиотерапевт внимательно контролирует все движения маленького пациента и помогает ему осуществлять естественные манипуляции — сидеть, стоять, лежать, ползать, ходить. Упражнения, выполняемые в виде игры, помогают ребенку выработать механику выполнения физиологически правильных действий и исключить неестественные телодвижения.

Преимущества методики

  • двигательные навыки, полученные в результате лечения, навсегда закрепляются у ребенка;
  • отсутствие риска получения травмы;
  • отсутствие побочных эффектов.

Показания

  • ДЦП;
  • сколиоз;
  • проблемы с развитием моторики и координации;
  • вывихи бедра.

Войта – терапия

Данный физиотерапевтический метод воздействия на определенные участки тела человека на протяжении двух десятилетий в середине прошлого века разрабатывал чешский невролог Вацлав Войта, в честь которого и была названа методика.

С раннего возраста человек умеет хватать, переворачиваться, ползать, вставать, прямо ходить. Это инстинкт, рефлексы. Через мозг поступают импульсы, отвечающие за выполнение этих рефлекторных движений. Однако, в силу определенных обстоятельств, при том или ином нарушении центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата, эти импульсы блокируются, т.е. не поступают в нервные окончания в полном объеме. Суть Войта — терапии заключается в том, чтобы заставить мозг активизировать «врожденные сохраненные образцы движения» и скоординировать их с мускулатурой туловища и конечностей.

Подобное лечение показано при следующих заболеваниях:

  • детский церебральный паралич;
  • мышечная кривошея;
  • травмы рук и ног;
  • заболевания и нарушение основных функций позвоночника;
  • периферические парезы и параличи;
  • рассеянный склероз.

Мануальная терапия в педиатрии

Система мануальных техник, воздействующих на мягкие ткани, костные ткани и нервную систему ребенка, в безопасной и безболезненной терапии. Методы основаны на концепции ведущих авторов мануальных техник: Левит, Маллиган, Кабат, Войта, и позволяют работать с детьми с нервно-мышечными заболеваниями, ДЦП, врожденной хрупкостью костей, сопутствующими болями при заболеваниях костной системы, последствиями травм, с грыжей спинного мозга, после хирургического вмешательства.


Аппаратная реабилитация (Механотерапия)

Физическое воздействие на организм ребенка при помощи вспомогательной медицинской техники очень эффективно.

Цель аппаратной реабилитации: за счет регулярных тренировок достичь замены сформировавшихся у ребенка патологических стереотипов движений на новые, приближенные к физиологически нормальным.

За счет мультисенсорного воздействия на опорно-двигательный аппарат и нервные рецепторы, механотерапевтические тренажеры:

  • увеличивают объем движений в суставах;
  • улучшают координацию движений;
  • способствует нормализации мышечного тонуса;
  • увеличивают мышечную силу;
  • оказывают общеукрепляющее воздействие на организм;
  • улучшают обмен веществ;
  • формируют мотивацию к выполнению заданий;
  • развивают когнитивные функции.

Виды современных тренажеров, представленных в отделении детской реабилитации:

Вертикализатор с мобилизацией пациентов с неврологическими нарушениями предназначен для поддержания и восстановления мобильности пациентов с целью предотвращения сопутствующих осложнений, позволяет детям находиться в поддерживаемом вертикальном состоянии с наклоном вперед, назад, а также строго вертикально, что способствует формированию опорной функции в ногах.

Артромот предназначен для восстановления подвижности суставов нижних конечностей. Пациент, находясь в горизонтальном положении, помещает ногу непосредственно в аппарат и начинает совершать сгибательные и разгибательные движения. Принципом действия артромота является терапия, при которой суставы не испытывают осевой нагрузки. Аппарат обладает возможностью разгибать/сгибать сустав бедра до 115-ти градусов, колена до 120-ти. Процесс разгибания/сгибания начинает плавно с маленьким градусом растяжения. Вскоре, после терапии отмечается уменьшение болей, амплитуда естественного разгиба сустава становиться больше, ускоряются процессы заживления, снимается отечность.

Занятия на тренажере Оксицикл — это пассивно-активные тренировки для персональных занятий. Регулируемые скорость и сопротивление, а также биологически-обратная связь делает этот тренажер отличным приспособлением для тренировки рук и ног.

Предназначен для профилактики контрактур и тугоподвижности суставов, восстановления мышечной силы и тонуса, координации движений конечностей, улучшения общего физического состояния, восстановления функции ходьбы.

Велотренажер — служит для укрепления мышц верхних и нижних конечностей.

Стабилоплатформа — помогает нормализовать деятельность вестибулярного аппарата и обучает контролировать свое тело в пространстве.

Тренажер ходьбы Траст-М - комплекс с тренажерным модулем, для реабилитации пациентов с двигательной патологией методами функциональной электрической стимуляции (ФЭС) (в отделении данная методика функционирует с декабря 2018 года) и биологической обратной связи (БОС). «Траст-М» предназначен для тренировки ходьбы с целью восстановления ритмичности и временной структуры цикла шага, движений в суставах нижних конечностей, правильному автоматизму работы мышц, опороспособности нижних конечностей. Одновременно с восстановительными тренировками, с использованием методов БОС и ФЭС, возможно проведение клинического анализа биомеханики движений и регистрация ЭМГ.


Массаж (классический, лечебный, расслабляющий, тонизирующий). Детям выполняются различные виды массажа, и, прежде всего классического лечебного массажа, который в возрасте до 3 лет всегда является общим, а по мере взросления ребенка становится все более локальным.

Водо-грязелечение

Водолечение: в отделении реабилитации маленьким пациентам проводятся водные процедуры – гидротерапия (души «Циркулярный» «Виши», подводный душ-массаж), бальнеолечение (ванны скипидарная, с морской солью, йодо-бромная, хлоридо-натриевая, лакричная, бишофитная, хвойная, жемчужная, гидромассажная, ножная вихревая, сухая углекислая, гальваническая).

Грязелечение: Грязелечение по праву можно считать одним из самых эффективных методов оздоровления современной медицины. Воздействие лечебных грязей на организм человека многокомпонентно и разнообразно. Нет ничего лучше, чем устранение недуга с помощью средств, созданных самой природой.

В нашем отделении с февраля 2018 года для лечения наших маленьких пациентов мы используем целебные грязи Сакского озера (полуостров Крым).

Тысячелетиями формировался его уникальный химический состав и физические свойства. Мы используем минеральную грязь, добываемую с глубины озера - от полутора до четырех метров.

О лечебных свойствах грязей сакского озера давно ходят легенды. С помощью них исцеляли недуги многие известные люди нашей страны.

Грязь Сакского озера – иловая сульфидная.

За многие тысячелетия в донных иловых отложениях Сакского соленого озера накоплены ценнейшие органические и минеральные вещества в виде природных коллоидных органоминеральных образований, оказывающих на организм человека лечебное воздействие благодаря своей пластичности, высокой теплоемкости и медленной теплоотдачи. Грязь содержит сбалансированный комплекс минеральных солей, микроэлементов и биостимуляторов, в том числе: кремневую, аспарагиновую, гуминовую и ряд жирных кислот, липиды и фосфолипиды, каротикоиды, аминокислоты, стероиды, гормоноподобные вещества, витамины (А, В1, В6, В12, С, D, E, F, PP), другие жизненно необходимые элементы для здоровья человека.

Высокая эффективность применения грязи иловой сульфидной Сакского озера подтверждена Бальнеологическим заключением ФБГУ «РНЦ МРиК» Минздрава России от 02.11.2015 г. № ИЦ-101

Грязь оказывает противовоспалительное и антисептическое действие, укрепляет защитные функции организма и иммунную систему, нормализует обмен веществ. Грязевыми аппликациями излечивают широкий спектр болезней, в том числе: заболевания опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, периферической нервной системы, органов дыхания, ЛOP-органов, стоматологические и кожные болезни.

Психолого-логопедическая коррекция

Психолого-педагогическая, логопедическая помощь является неотъемлемой частью реабилитации пациентов отделения медицинской реабилитации.

Специалисты: психологи, логопеды, дефектологи оказывают консультативно-диагностическую и коррекционную помощь детям раннего возраста, дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи различного генеза: детям, страдающим детским церебральным параличом, в сочетании с тяжелыми речевыми патологиями (дизартрия, алалия, анартрия, афазия, заикание, нарушения письменной речи), речевыми нарушениями вторичного генеза при задержке психического развития и умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра (РАС), нейро-сенсорной тугоухости, а также выявляют резервные возможности ребенка, определяя зону его ближайшего и актуального развития, и перспективы интеграции в образовательную и социокультурную среду.

Психологическая помощь оказывается не только детям, но и родителями, и семьям, в которых воспитываются особенные дети.

Детская психотерапия

В нашем Санатории принимает высококвалифицированный детский психотерапевт.

Дети – самые сложные пациенты, будь то психиатрия или любая другая область медицины. Их психическое здоровье обусловлено множественными факторами: от окружающих людей до генетической предрасположенности. Многие психические заболевания начинаются еще в раннем возрасте. Поэтому большое значение в детской психиатрии имеет возраст пациента.

3 летний ребенок может не уметь читать, но 7-летний при нормальном развитии и обучении обязан различать буквы и читать хотя бы по слогам. Тоже касается и речи, умственного развития в целом. Предмет и задачи детской психиатрии видоизменяются, поскольку теперь все направленно на приведение в норму психики ребенка или подростка. Детская психиатрия имеет свою особенность, так как пациент зачастую не может объяснить, что его беспокоит, и о симптомах врачу сообщают родители.

Детская психиатрия сначала выявляет причины расстройства. Есть отклонения, приобретенные в процессе жизни, после развода родителей или из-за конфликтов с ними. Гиперподвижность, расстройства в обучении – причины этим отклонениям имеют социальный, психологический и временной аспект. А бывает, ребенок родился с психическим расстройством, но заметно стало только спустя некоторое время (как в случае с аутизмом).

После выявления возможных причин, назначается курс терапии. Это не только работа с психотерапевтом, но и принятие лекарственных средств. Большое значение имеет отношение родителей к ребенку, они должны проявить поддержку.

Детская психология, как и детская психотерапия, имеют огромное значение в медицине. Подверженное влиянию окружающего мира сознание ребенка очень неустойчиво и может варьироваться. Так, пациента детской психологии в худшем случае берет на себе в будущем детская психиатрия.

Психическое здоровье самым прямым образом влияет на развитие физических болезней. Поэтому так важно позаботиться о нем с самых ранних лет.

Фитотерапия

Пациентам предлагаем несколько видов сборов:

1) "Витаминный" (состав: плоды шиповника, плоды рябины, сироп шиповника)

2) Арфазетин-Э (состав: плоды шиповника, стручки фасоли, корень элеутерококка, ромашка аптечная, плоды черники, календула)

3)Желчегонный (состав: цветки пижмы, трава тысячелистник, лист березы)

4) Желудочно-кишечный (состав: лист крапивы, семя льна, цветы ромашки, спорыш (трава), цветки пижмы)

5) Седативный (состав: плоды боярышника, плоды шиповника, пустырник, корень валерианы, душица, ромашка, сушеница топяная)


Иглорефлексотерапия

Иглорефлексотерапия – это процедура, при которой специалист вводит тонкие иглы в необходимые точки на теле человека, чтобы стимулировать их. Процедура пришла к нам из восточной медицины, еще в древнем Китае методику применяли для восстановления гармонии в организме и лечения болезней.

Музыкальная терапия

Это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Этот метод используется в комплексном лечении различных соматических и психосоматических заболеваний.

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Музыка может оказывать влияние на деятельность человеческого мозга, на его волновые характеристики, стимулировать интеллектуальную деятельность и поддерживать вдохновение. Происходят функциональные изменения в ЦНС при восприятии музыки, синхронизация ритмической активности различных участков коры головного мозга, создается динамичный баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга.

Терапия рук

Рука- мощный источник информации для головного мозга, а также важнейший стимул для его развития.

Терапия рук относится к современным коррекционно-развивающим технологиям, способствуют улучшению мелкой моторики, позволяют улучшить способность детей мыслить, концентрировать внимание, наблюдать за всем, что происходит вокруг, совершенствовать координацию движений.
Развитие мелкой моторики рук у детей является одной из ключевых задач терапии рук, которая стоит перед специалистом. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Благодаря данной терапии улучшается функциональное состояние рук, нервно-мышечной и костной систем.

Важность терапии рук заключается также в развитии навыков мелкой моторики, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Для достижения положительных результатов необходима комплексная работа.

Терапия рук включает в себя совокупность следующих процедур:

1. Развитие крупной моторики;

2. Развитие мелкой моторики;

3. Элементы песочной терапии;

4. Элементы арт-терапии;

5. Элементы эрготерапии;

6. Элементы сенсорной интеграции;

7. Элементы педагогической системы Марии Монтессори.

8. Элементы Су-Джок терапии.

Разнообразие предлагаемого материала обеспечивает повышение интереса детей от занятия к занятию, вызывают интерес и потребность в общении, развивает когнитивные процессы, снижает коммуникативные барьеры. Приходите к нам на занятия!